?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Путями железа

От переводчика.
Этот номер журнала посвящен Норвегии, но, рассказывая о губернии Нурланн, невозможно не перейти норвежско-шведскую границу. Не только из-за того, что пицца в Кируне стоит в 4 раза дешевле, чем в Нарвике. Связь между Нурланном и шведским леном Лапланд основана на взаимном интересе – у шведов есть железная руда, у норвежцев – море и порт, из которого ее можно отправить в любую точку мира. Местные ученые называют эту форму сотрудничества мегасистемой, и обучают этому знанию школьников с помощью процессуального метода. Правы они или нет, не так уж важно. Очевидно одно – пути железа накрепко связывают Норвегию и Швецию в этом месте. Нарвик и Кируна – очень разные города, каждый со своими плюсами и минусами, и очень трудно решить, какой из них главнее. Судите сами.

АЛФАВИТНЫЙ СПРАВОЧНИК

А
Арктический Экспресс (ARE, Arctic Rail Express)
Ходит по кратчайшему пути из Нарвика в Осло. Каждый день он доставляет в Осло свежую рыбу и крабов, а обратно везет разнообразные потребительские товары. Путь этого чисто норвежского экспресса проходит через Швецию. Чтобы рыба не успела испортиться, экспресс идет очень быстро.

Аврора бореалис
Аврора бореалис, или Северное сияние, сияет желтым. зеленым и красным. Его всегда считали сказочным явлением. В Скандинавии его называли «селедочный блеск», считая, что вверху проплывает косяк небесной сельди. На самом деле, это электроны из космоса сталкиваются с частицами в верхних слоях атмосферы. Под действием магнитного поля Земли явление смещается в приполярные зоны. Посмотреть на Северное сияние – одна из главных целей туристов, приезжающих в норвежское и шведское заполярье.

В
Вкусная еда
В окрестностях Нарвика и Кируны можно найти немало уникальных блюд, которые связывают эту территорию воедино, и формируют своеобразную местную кухню: «шведская икра» из Каликса (икра ряпушки из вод Ботнического залива), свежие креветки из Нарвика, японские грибы сиитаке, которые прижились в руднике Кирунаваара, копченое сердце северного оленя из саамской деревни Габна, королевские камчатские крабы из Офотфьорда, свежий хариус из озера Турнетреск, маринованный лосось из норвежского городка Лаксельв, запеченная куропатка из Ньуорайауре, бакалау (см.Рыбный экспорт) из Лофотена и морошка из Национального парка Абиско.

Г
Гольф-клуб
Поле для гольфа, фактически, является картой деловой жизни Нарвика. Спонсоры:
1я лунка – Grand Royal (отель),
2я лунка – Narvikgården («Нарвикская ферма»),
3я лунка свободна,
4я лунка –Narvikguten (паб),
5я – Nordlands (банк),
6я – LKAB (горнодобывающая компания из Кируны),
7я свободна,
8я – Sparebanken Narvik (банк),
9я – Nordasfalt («Северный асфальт», крупная производственная компания),
10я и 11я –Byggmakker и Byggtorget (крупные сетевые магазины стройматериалов),
12я – Markussen (международная компания по торговле сталью),
13я – MultiConsult (международная консалтинговая компания),
14я – свободна,
15я – Narvik Energi (энергетическая компания),
16я – MeglerForum (брокеры по недвижимости),
17я – Rørleggern (местный магазин стройматериалов).
Главный спонсор – Statkraft – крупнейшая в Европе компания в секторе возобновляемой энергетики (см. Статкрафт).

Гольфстрим
Североатлантическое течение, продолжение Гольфстрима, создает в Нарвике климат куда более мягкий, чем мог бы иметь городок на такой широте. Кроме того, холмы вокруг Нарвика оберегают его от сильных ветров, типичных для побережий. Среднегодовая температура составляет 3.8˚С, средняя по январю: - 4.1˚С, по июлю: 13.4˚С.

Д
Дикий пригород
К северу от железной дороги Мальмбанан (см.), на холме Бьорнфьелль, расположилось скопление небольших хижин. Построенные в основном в 1960е без определенного плана, они представляют собой самый отдаленный форпост цивилизации среди дикой природы на востоке области Офотен.

З
Зона жесткой посадки
Зона падения ракет находится к северу от космодрома Эсранж (см.Космодром) в шведской тундре. Зона делится на три части, A, B и C, общей площадью 5600 кв.км. Часть А – для стартовых двигателей, B и C – для вторых  и третьих ступеней. Часть С запрещено использовать с мая по середину сентября. Зона падения аэростатов намного больше, она покрывает приполярные области Швеции, Норвегии, Финляндии, России, Канады и Аляски.


И
Ипотечный пузырь
В середине 2006г. цены на жилье в США стали падать. Это привело ко всеобщему ипотечному кризису. Немецкий банк Defta оказался под угрозой, что привело к падению норвежской компании Terra Securities. В ноябре 2007 судья Ларс Борге-Андерсен объявил о его банкротстве. Муниципалитет Нарвика имел долю в Terra Securities, и потерял более 140млн. норвежских крон, так что пришлось брать кредиты, чтобы платить зарплату городским служащим.

К
Ковчег (Ark)
Так в Кируне называют небольшие хижины на лыжах, которые можно легко доставить в любую точку покрытого льдом озера. Интерьеры ковчегов весьма разнообразны. Обязательные элементы – обогреватель, чтоб внутри было плюс 20, и хотя бы одна дырка в полу для подледного лова.

Космодром
Космодром Эсранж (Esrange) расположен в 40 км к востоку от Кируны. Здесь есть все необходимое для запуска аэростатов и ракет. В основном отсюда запускают атмосферные ракеты, но недавно удачное расположение космодрома (200 км к северу от Полярного круга и слабая населенность окрестностей) привлекло внимание Ричарда Брэнсона, главы Virgin Galactic. Возможно, отсюда после 2012 года полетят в космос туристы.

Королевский (Камчатский) краб
В начале 1960х российские ученые преуспели в расселении красного камчатского краба в Баренцевом море. За 1990е годы его популяция серьезно выросла. Сейчас крабы уже добрались до Офотфьорда, и начался их промышленный лов. И хотя краб является большой угрозой для многих местных видов, правительство Норвегии все равно ввело квоты и ограничения. Камчатский краб может весить 10 кг и иметь лапы длиной почти 2 метра. Мясо краба очень вкусное.

Л
Лапланд
Лапланд – самая северная провинция Швеции, и занимает почти четверть территории страны. Она также является частью Сапми, культурного региона Саамов (в который также входят северные территории других скандинавких стран и России). На гербе Лапланда изображен Дикарь, символизирующий неизведанную природу провинции. Дубина на его плече сделана из золота, как символ природных богатств этого края.

М
Малая электростанция
Småkraft (смокрафт) – малая электростанция – довольно распространенное явление в Норвегии. Благодаря новым технологиям, станции с небольшим перепадом уровня могут быть весьма эффективными.  Лишь часть потока воды направляется по трубам к генератору, который занимает совсем немного места. Гидроэнергетика в наши дни – самый важный источник электричества в Норвегии. Небольшие норвежские реки обладают неиспользованным потенциалом в 25 терраватт-часов. Станции мощностью менее 100 киловатт называют микроэлектростанциями.

Мальмбанан
«Дорога железной руды», по-шведски Malmbanan – железная дорога, по которой добытая в Швеции руда доставляется в Нарвикский порт. Другой конец дороги упирается в Ботнический залив, откуда руда доставляется потребителям в прибалтийских странах.
Из Кируны в Нарвик ежедневно отправляется 13 составов с железной рудой. Каждый поезд – это 52 вагона по 80 тонн каждый, то есть всего 4160 тонн. Сейчас появились новые поезда, с 68 вагонами по 100 тонн. Еще по этой оживленной однопутной дороге курсируют пассажирские поезда и перевозятся потребительские товары.

Магнитный железняк
Месторождение Кирунаваара – крупнейший в мире источник магнитного железняка, или магнетита. Магнетит содержит много железа и мало примесей. Месторождение имеет 100 метров в диаметре, и, предположительно, 4км в глубину. Но точно никто не знает.

Мегасистема
Мегасистема – гигантская культурная общность, сложившаяся на северо-западе Скандинавии. Ее составляющие – рудники вокруг Кируны, рудная гавань в Нарвике, железная дорога Мальмбанан, электростанция Порджус, и Боденская крепость. Разумеется, все эти объекты известны местным жителям, но мало кто воспринимал их как единую технологическую систему. Стаффан Ханссон, профессор по истории техники, показал, что все они связаны между собой настолько тесно, что составляют единую мегасистему.

Миф о мегасистеме
С осени 2006го Музей округа Норрботтен в Лапланде ведет педагогическую программу «Знакомство с Мегасистемой». Задача программы, предназначенной для местных учителей – сделать мегасистему отправной точкой образовательных программ, чтобы студенты и школьники узнали, заинтересовались и стали гордиться мегасистемой как промышленным и культурным наследием своей малой родины. В качестве инструмента избран процессуальный метод обучения (см.)

Н
N.E.W.
Северный Восточно-Западный грузовой коридор (Northern East West Freight Corridor) – под таким названием известен проект маршрута для доставки грузов по морю и железной дороге с восточного побережья США в Россию и Центральную Азию через Нарвик и дорогу Мальмбанан (см). На этом пути меньше пограничных пунктов, и проходит он по менее плотно обжитым землям, чем альтернативные маршруты.

Национальная граница
Так переводится со шведского название горнолыжного курорта Riksgränsen, расположенного непосредственно на границе Швеции и Норвегии.

Натуральная граница
Граница между бассейном Балтийского моря и реками, впадающими в Баренцево море, практически полностью совпадает с границей между Норвегией с одной стороны, и Швецией и Финляндией с другой. Эта граница оправдана геополитически и исторически.

Нурланн
Nordland – самая узкая губерния (фюльке) в Норвегии. Несмотря на название, вовсе не она, а Финнмарк – самая северная норвежская губерния. В Нурланне прежде проживала большая группа приморских саамов, ныне ассимилированных норвежской культурой. На гербе губернии – нурланнская ладья, какие прежде строили саамы. По конструкции она напоминает корабль викингов.

О
Отгрузка руды
Каждый день в Нарвик прибывает от 11 до 13 поездов с железной рудой. Поезда разгружают и отмывают прямо на ходу. На разгрузку одного поезда уходит всего 30 минут. Руда перегружается на корабли. Менее чем за 2 дня Нарвик отгружает количество железа, которого хватило бы для постройки Олимпийского стадиона в Пекине.

Охота на куропатку
В этих местах разрешена охота на куропатку, глухаря, лося, горного зайца, тетерева, бурого медведя и других животных. В сезон охота на птицу доступна всем. Правила в Норвегии и Швеции примерно одинаковы: надо купить лицензию, но не обязательно владеть землей. Поэтому охота на птицу, особенно на белую куропатку, очень популярна.

П
Пограничная торговля
Один из поездов между Кируной и Нарвиком называется Карвен, то есть «тмин». Тмин – ключевой ингредиент популярной в Норвегии крепкой настойки, которую часто употребляют в пути. Цены в Норвегии и Швеции различаются радикально. Даже чтобы просто съесть пиццу, стоит поехать в Кируну, где она стоит 8 евро, против ошеломляющих тридцати в Нарвике. Доставка товаров через границу пока, увы, не практикуется.

Полигон
Добро пожаловать на испытательный полигон Кируна. Географическое положение региона и развитая современная промышленность предлагают множество возможностей для субарктических испытаний любой техники. Здесь вы найдете готовую инфраструктуру для испытаний в космосе, в воздухе, на земле и под землей. Высокотехнологичная деловая атмосфера города развивается с появлением все новых исследовательских и промышленных объектов.

Процессуальный метод обучения (Storyline Method)
Метод обучения, при котором студенты «погружаются» в некий сюжет, вымышленную реальность, которую они конструируют сами. Основой служат «сюжетная линия» изучаемой темы, и заданные ею время, место и набор персонажей. Студенты заполняют этот каркас путем обсуждений, исследований и экспериментов.

Р
REC Group
Корпорация возобновляемой энергии (Renewable Energy Corporation Group) производит в Нарвике фотоэлементы. Нарвик – особенное место для подобного производства. Полярная ночь здесь продолжается 25 дней, зато полярный день – целых 47. REC Group всего лишь вполовину меньше, чем LKAB (горнодобывающая компания из Кируны), и обеспечивает работой примерно столько же жителей Нарвика.

Разлом
Рудник Кирунаваара расположен почти вертикально, но его нижний конец, на глубине 1025м, отклонен в сторону центра Кируны. Пустые выработки заполняются шлаком, но это не помогает остановить деформацию земной поверхности, которая с годами становится все заметнее. Поэтому городу в скором времени придется переехать. Многие ключевые здания переместятся к северо-западу от нынешнего центра города. Жилые окраины неожиданно окажутся посреди нового центра.

Расплата
Немало кораблей немецкого военного флота лежат на дне Офотфьорда. Так примерно 0,2% вывезенного отсюда железа вернулись назад.

Рудовозы
Обычный корабль-рудовоз способен перевезти 105 тыс.тонн железной руды. Однако Нарвикский порт способен принимать и корабли-гиганты, вместимостью до 350 тыс.тонн. Рудовозы отправляются из Нарвика во все концы света. В течение пяти дней Нарвик может направить корабли в Мисурату в Ливии, Бакар в Хорватии, в немецкий Гамбург, финскую Котку, в Моердийк в Голландии и в египетский порт Эль-Декиела.

Рыбная промышленность
С января по апрель море вокруг Нарвика кишит нерестящейся треской. Промышленное рыболовство – основной вид деловой активности в этот период. В прежние времена в Офотенфьорде было много сельди, но теперь она пропала. Взамен появились фермы по разведению лосося. Его отсюда развозят по всему миру.

Рыбный экспорт
Сушеная треска экспортировалась на юг Западной Европы в течение многих веков, быть может, целую тысячу лет. В Португалии сушеная и соленая треска называется bacalau, от древненорвежского backefisk, означавшего консервированную рыбу. В наши дни слово bacalau стало норвежским. Оно означает запеканку из трески с чили. Норвежское же название трески torsk – это комбинация слов сушеный (tørr) и рыба (fisk).

С
Саами
Саами, или лаппы (лопари), как их прежде называли, являются коренным населением региона. Недавние генетические исследования показали, что они имеют общих предков с каталонцами и басками, которые были, возможно, первыми жителями Европы. Саами-пастухи разводят северных оленей и ведут традиционный образ жизни. Но большинство составляют приморские саами, ассимилировавшиеся с норвежцами. Считается, что именно саами первыми обнаружили рудное месторождение в Кируне.

Саамская деревня
Габна – традиционная деревня саамов-пастухов в окрестностях Кируны. Из-за особенностей пастушеского уклада, Габна занимает протяженное узкое пространство между горами и лесом. Прежде саами кочевали и в Норвегию, но потом пограничная администрация перестала их туда пускать. Габна пострадает из-за переноса центра Кируны, вызванного разработкой рудного месторождения (см.Разлом), став живой иллюстрацией конфликта двух культур.

Саамский бубен
Ноаиди, саамские шаманы, используют большие бубны. На коже бубна изображена карта мира. Эта карта отражает мифологию саамского народа. Помещая на бубен кусочек оленьего рога, шаман гадает, глядя на путь, который рог проделывает по бубну, пересекая различные рисунки на нем. На бубне изображено множество пересекающихся фигур: лес, горы, христианская деревня, боги и люди из саамского племени.

Самый большой город в мире
Кируна стала городом только 1 января 1948 года. Поскольку в состав городской территории включили все окрестные пустоши, она сразу стала самым большим по площади городом в мире, и оставалась им 20 лет, пока не появился похожий «мегаполис» в Австралии, занимавший вдвое большую территорию. Кируна же стала моделью для будущих крупных муниципальных образований, впоследствии созданных по всей Швеции.

Сварта Бьорн
С 1959 года на ежегодную Зимнюю праздничную неделю выбирают двойника Сварты Бьорн – в память о легендарной поварихе, работавшей на строительстве железной дороги Мальмбанан (см.) и умершей в 1901 году. Кандидатка должна быть темноволосой, высокой и иметь гордую осанку. Этот обычай подчеркивает роль женщины в маскулинной мифологии Севера, и со временем становится все более популярным: в честь Сварты Бьорн теперь учреждена стипендия и проводится конференция.

Снегоход
Снегоходы весьма популярны в северной Швеции. Они служат не только для развлечения. Их также активно используют, чтобы пасти северных оленей. В регионе насчитывается 1500 км трасс для снегоходов. В Норвегии кататься на снегоходах в основном запрещено, что привело к появлению специфической формы микротуризма – поездок в Швецию для катания на снегоходах.

Соляная энергия
Когда пресная вода встречается с соленой, например, при впадении реки в море, в процессе осмоса выделается большое количество энергии. На осмотической электростанции пресная и морская вода поступают в подземные резервуары, разделенные мембраной. Молекулы соли, растворенные в морской воде, всасывают пресную воду через мембрану. В резервуаре с морской водой создается избыточное давление, эквивалентное 120-метровому столбу воды. Его можно превратить в электроэнергию с помощью турбины.

Спортивная рыбалка
В 19 веке английские аристократы приезжали в Норвегию ловить нахлыстом лосося. Их прозвали «лососевыми лордами». В наши дни многие приезжают в Нарвик порыбачить. Для этого принято снимать hytte (небольшую хижину) и лодку в придачу – для лова в открытом море.

Статкрафт
Statcraft – государственная компания, цель которой – стать европейским лидером в области энергетики, дружественной к природе. Компания уже производит энергию в гидро-, ветровом и газовом секторах, а теперь разрабатывает также приливные и соляные (см.Соляная энергия) установки.

Стратегический объект
Нарвик сыграл немалую, весьма неоднозначную роль во Второй мировой войне. Будучи незамерзающим портом, он стал для Германии важным стратегическим объектом. Летом 1940 года объединенные английские, французские, норвежские и польские  войска пытались изгнать оттуда немцев. К сожалению, убедительная победа на море не имела продолжения на суше, и Германия вскоре оккупировала всю Норвегию. В том же 1940 году нейтральная Швеция поставила через Нарвик 3 млн.тонн железной руды для нужд Третьего Рейха.

У
Университетский Колледж Нарвика
В Колледже 1300 студентов и 170 сотрудников. Здесь есть факультеты строительства, инженерного проектирования, компьютерных наук, электроэнергетики и космических технологий. Большинство студентов не местные, и студенческое сообщество активно влияет на демографическую ситуацию и городскую жизнь. Это влияние воспринимается городом как благо и всячески поощряется.

Ф
Футурум
Компания Futurum AS, принадлежащая муниципалитету Нарвика и нескольким местным фирмам, занимается развитием бизнеса в регионе. Fututum помогает создавать и развивать инновационные проекты. А также занимается созданием делового образа Нарвика, освещая многочисленные достоинства этого региона.

Х
Холодный климат
Изучение Технологий холодного климата – одно из приоритетных направлений исследований в Университетском Колледже Нарвика (см.) Холодный климат – совокупность низкой температуры, снега, льда и ветра. Чтобы уменьшить неудобства от него, и использовать его преимущества, нужны особые технологии. Сбор и анализ данных о ветре и сугробах позволяет моделировать снежные лавины и обледенение конструкций.

Хранилища
В порту Нарвика сейчас строятся новые подземные хранилища для руды, под обслуживание которых будет переоборудован весь порт. С помощью взрывных работ будут созданы пустоты в скале, на 110 тыс.тонн каждая. Поезда будут въезжать в тоннель, и там сбрасывать руду в хранилища. Чтобы заполнить одно такое хранилище, понадобится 16 поездов. Общая вместимость порта составит 1.5 млн.тонн.

Хрупкая природа
Говорят, если в тундре наступить 3 раза на одно и то же место, растительность в этом месте погибнет. В этих краях давно нехоженые тропы видны сотни лет, после того как их забросили. Флора северных прибрежных скал очень хрупка и растет очень медленно. При этом, местная деловая активность, в основном, связана с использованием природных ресурсов.

Э
Экономика неведомого
Термин «руда» – чисто экономический, и означает «минерал, заслуживающий добычи». Существование региона полностью зависит от того, считается ли местный минерал рудой.

Электростанции
Первые электростанции в Швеции были построены частными инвесторами. В 1906 году правительство Швеции осознало необходимость в производстве электроэнергии. Были заложены несколько крупных электростанций. Станция Порджус была построена в 1910-1915. Дороги к участку строительства не существовало, поэтому все материалы приходилось нести пешком. Когда станция была построена, многие рабочие поселились в ее округе. Так появился городок Порджус.

Опубликовано в Проект International №30 (2011). Выложено с разрешения редакции

Ссылки:
Оригинал на сайте testbeststudio:
http://www.testbedstudio.se/pdf/NorthExpEd.pdf