?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Норвегия – родина прыжков с трамплина. Здесь прыгают уже 200 лет. Старейшие в мире регулярные соревнования по этому виду спорта проводятся с 1879 года именно в Осло. В 1892 году их постоянной ареной стал Холменколлен – расположенная на северо-западе норвежской столицы гора, самая высокая точка Осло. Популярнейшие в Норвегии лыжные соревнования здесь проводятся и по сей день. Причем они любимы всеми слоями населения – среди летающих лыжников в начале 1920-х был и кронпринц Улаф, будущий король Улаф V. Памятник королю-лыжнику можно увидеть неподалеку от трамплина.
В последние несколько лет возможность протестировать трамплин в Холменколлене появилась у любого пользователя сети. На сайте трамплина есть игра, позволяющая управлять нарисованным  летающим лыжником. Кнопок для управления нужно всего три – две стрелочки и пробел. Но получить высокий результат, да и вообще, приземлиться на лыжи, а не полететь вверх тормашками, совсем не просто: надо учитывать скорость и направление ветра, вовремя оторваться от трамплина и т.д. Впрочем, после получасовой тренировки, мне все же удалось добиться 100-метровой дальности полета.
Первый официальный мировой рекорд, поставленный как раз здесь, в Осло в 1879 году, составлял чуть более 20 метров. Нынешний рекорд Холменколлена (поставленный уже на новом трамплине) – 139,5 метров. А нынешний мировой рекорд и того больше: в этом году норвежец Юхан Эвенсен прыгнул с трамплина в Викерзунде на 246 с половиной.
Прыжки с трамплина – один из старейших зимних олимпийских видов спорта. Они были в числе четырнадцати дисциплин, по которым проводились соревнования на самой первой зимней Олимпиаде в Шамони (1924). За прошедшее с тех пор время не раз совершенствовались и оборудование, и техника прыжков. Международная федерация лыжного спорта (FIS) регулярно обновляет требования к трамплинам, то меняя параметры зоны приземления, чтобы летящим все дальше лыжникам было куда приземляться, то делая более коротким и пологим сам трамплин, чтобы не улетали слишком далеко.
Поэтому трамплины, где регулярно проводятся международные соревнования, обычно реконструируются раз в несколько лет. Трамплин в Холменколлене, например, обновляли более 15 раз. Впрочем, для этих изменений полный снос всей конструкции не требовался[1]. Но в нулевые годы «исторические» трамплины, построенные в 1920–1930-е гг., устарели окончательно.
Такие трамплины – пример, иллюстрирующий сложность и неоднозначность проблемы сохранения исторического наследия. На одной чаше весов – памятник довоенной инженерной мысли, на другой – то, что Рэм Колхаас называет intangible heritage, нематериальное наследие[2]. Если не снести старый трамплин, соревнования, проводившиеся здесь многие годы, придется устраивать в другом месте. Трамплин останется бесполезно подпирать небо, служа, в лучшем случае, смотровой площадкой и напрасно занимая участок, столь хорошо подходящий для спортивных соревнований. Памятник материальной культуры останется, но дух места умрет.
Примерно так, видимо, рассуждали власти и жители лыжных курортов, соглашаясь на снос старых трамплинов. Чтобы, вполне заслуженно, подсластить пилюлю, новые трамплины призваны были стать не просто достижениями инженерной мысли. Их статус повышался. На месте технических приспособлений для прыжков должны были появиться  настоящие архитектурные символы, достойно представляющие и место проведения соревнований, и дух этого опасного вида спорта. Проекты отбирались на международных конкурсах.
В 2003 году, по проекту Захи Хадид, был построен новый трамплин в австрийском Инсбруке, столице двух Олимпиад (см. Пi5). В 2006-м заменили сооруженный в 1924 г. трамплин в Гармиш-Партенкирхене, где проводились Зимние игры 1936 года. На конкурсе победил весьма эффектный проект мюнхенского бюро terrain: loenhart&mayr (см.ссылку в конце статьи).
В 2005-м пришла очередь Холменколлена. FIS поставила вопрос ребром: либо он будет перестроен, либо исключен из программы соревнований.
Случай Холменколлена особый. Расположенный в столице Норвегии трамплин был не просто приспособлением для прыжков, но также смотровой площадкой с замечательным видом на Осло-фьорд и окрестные холмы. У подножия трамплина с 1923 года работает Музей лыжного спорта. Силуэт трамплина виден из города и является одним символов норвежской столицы. Летом 2005 года жители города назвали его одной из важнейших построек столетия (трамплин занял четвертое место по результатам опроса). Путеводители (в частности, путеводитель «Афиши», изданный в 2004 г.) называли его «национальным символом страны, в которой придумали лыжный спорт».
Через три месяца раздумий глава Дирекции по культурному наследию Норвегии Нильс Марстейн согласился на снос трамплина, а еще через три месяца окончательное решение о сносе принял Городской парламент Осло. Помимо всего прочего, этот вариант был еще и дешевле, чем реконструкция старого трамплина или строительство нового в другом месте.
Год спустя был проведен архитектурный конкурс, результаты которого были объявлены в сентябре 2007-го. Победил проект датского бюро JDS Architects, который авторы назвали Extending Tradition – «Продолжение, развитие традиции».
Основатель бюро Джулиен де Смедт (Julien De Smedt) до 2001 года работал у Рема Колхааса, а потом, вместе с коллегой по ОМА Бьярке Ингельсом, основал в Копенгагене фирму PLOT. Первую свою гору они начали проектировать вместе, на ровной поверхности копенгагенских окраин – это знаменитый жилой комплекс Mountain Dwellings (см. Пi20). В 2006 году их пути разошлись, Бьярке основал BIG, а Джулиен – JDS, но в их работах по-прежнему много общего. В том числе и «альпийская» тема. У Ингельса – мастер-план острова Зира в Каспийском море, изображающий «Семь пиков Азербайджана», а у де Смедта – Холменколлен, новое завершение настоящего холма в Норвегии.
Правила FIS, регламентирующие строительство трамплинов, необычайно детальны и сложны. Размер трамплина, как ни покажется странным, определяется не по его высоте, а по так называемому «размеру холма» – Hill size. Это расстояние от места взлета лыжника, т.е. от края трамплина, до участка холма с уклоном в 32 градуса, который считается самым удобным для приземления.  Продольный профиль – высота и уклоны – самого трамплина строится с таким расчетом, чтобы среднестатистический лыжник именно туда и прилетел.
Если форма сооружения – плод точных математических расчетов, есть ли тут место для архитектурного творчества? Пример обновленного Холменколлена показывает, что есть.
Решившись на снос старого трамплина, жители Осло не прогадали – новый получился гораздо эффектнее. Плавная кривая не уступает в живописности силуэтам окрестного холмистого ландшафта. При первом взгляде на трамплин его хочется сравнить с настороженно застывшим на вершине холма горностаем, при втором, со стороны зрительских трибун – со взлетающей птицей… Продолжать не буду, все эти метафоры лежат на поверхности. Загадочным образом, изгиб формы получился одновременно и экспрессивным, и  спокойным, вселяющим уверенность и в то, что лыжник благополучно приземлится, и в то, что торчащая под углом консоль верхней части трамплина, длиной более 70 м, установлена на века. Форма получилась на удивление неагрессивной, и в этом принципиальное отличие Холменколльбакена от трамплина в Гармише, который тоже представляет собой торчащую из вершины горы консоль, но положительно напоминает нацеленное в небеса копье какого-нибудь древнегерманского богатыря.
Новый трамплин в Осло никому не угрожает, его кредо – полная гармония и с природой, и с людьми. Бельгиец де Смедт, учившийся в Лондоне и начинавший свою карьеру в Голландии, еще раз доказал, что стал настоящим скандинавским архитектором.
Строительство завершили 2010 г. Помимо нового силуэта на горизонте и нового символа, Осло получил снова и смотровую площадку[3], и старый лыжный музей, который решили не сносить, ради чего пришлось долго и аккуратно разбирать трамплин, вместо того чтобы разрушить его взрывом, как это сделали в Гармише.
За исключением музея, вся конструкция была разобрана и отстроена заново. Новые трибуны вмещают до 50 тысяч человек. Не так уж и много, если учесть, что уже первые соревнования, проведенные в Холменколлене в 1892 году, собрали 10 тысяч зрителей[4].
Всего же эта часть Осло, куда из центра города можно доехать за 15 минут на метро, привлекает в год более миллиона туристов. Пожалуй, Холменколлен – самый посещаемый трамплин в мире.
Но для начала рекомендуем посетить обновленный сайт трамплина. Помимо фотографий, постройка Джулиена де Смедта представлена и в новой компьютерной игре. Впрочем, и старая тоже на месте. Можно сравнивать. Кнопки для управления лыжником те же, но результаты намного выше. Полчаса тренировки – и ваш лыжник улетит за 125 метров!

Ссылки:
Holmenkollen ski jump game 1. Игра со старым трамплином Холменколлен http://www.agensspill.no/visitnorway/holmenkollen/
Holmenkollen ski jump game 2. Игра с новым трамплином Холменколлен http://www.visitnorway.com/holmenkollen/
Трамплин Холменколлен на сайте JDS Architects http://jdsa.eu/hop/
Трамплин Холменколлен на сайте голландского фотографа Ивана Баана http://www.iwan.com/photo_Holmenkollen_Ski_Jump_JDS_Julien_de_Smedt.php
Другие новые трамплины:
- в Гармиш-Партенкирхене, проект мюнхенского бюро terrain: loenhart&mayr http://terrain.de/oss-ski-jump-garmisch-partenkirchen/
- в Инсбруке, проект Захи Хадид http://www.zaha-hadid.com/architecture/bergisel-ski-jump/

Опубликовано в Проект International №28 (2011). Выложено с разрешения редакции





[1] Старый трамплин был окружен облаком легенд. Сведения о том, когда и кем он построен и сколько раз реконструировался, даже из официальных источников, сильно разнятся. По одним данным, он был построен в 1928 году, по другим – в 1939. Вроде бы, он был серьезно перестроен (но не полностью) по проекту Фрёде Риннана к Олимпиаде в Осло. Потом его реконструировали еще 3 раза: в 1966, 1982 и 1992. Однако, глядя на фотографии разных лет, трудно поверить, что олимпийский трамплин 1952 года (на пяти опорах) и конструкция, снесенная в 2008 (на трех и с консолью) – один и тот же трамплин.
[2] См., в частности, на эту тему: OMA. Выставка Preservation на XII Биеннале архитектуры в Венеции // Пi26/27. C. 188.
[3] На нее теперь можно подняться на лифте – раньше последние 114 ступенек приходилось преодолевать пешком, и спортсменам тоже.
[4] По другим данным – 20 тысяч J